Для родителей детей с овз, важно знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями. Работа по формированию не должна быть связана только с учебной деятельностью, также помощь родителей должна заключаться в психологической помощи ребенку, через воспитательные мероприятия.
Рекомендации для родителей.
Упражнения для развития познавательных процессов
у детей с ОВЗ дома
Формируемый параметр
|
Способы формирования
|
Развитие зрительного восприятия
|
- Научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки.
- Научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные.
- Выделять в предмете существенные детали, части.
- Синтезировать картинку из 5-тинеравных частей.
- Формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и различие в двух орнаментах), дорисовать предмет.
|
Развитие тактильного восприятия
|
- Из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы,
- Все плоские, все шероховатые.
- Достать пару.
- Узнать предметы.
|
Развитие слухового восприятия
|
- Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева (где смяли лист бумаги: над столом или под столом? В какой момент солдатик пойдет не по столу, а по линейке?)
- Развивать восприятие ритма (слушать изолированные удары, к каждому удару подобрать соответствующую карточку; узнавать серию акцентированных ударов сильный, слабый).
- Воспроизвести ритмы.
|
Развитие восприятия пространства
|
- Упражнять в различении правой и левой сторон на своем теле, на теле другого человека.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги.
- Учить понимать предлог и места и направления.
- Развивать восприятие времени: называть и определять части суток, дни недели и времена года.
- Развивать умение узнавать на картинках, называть признаки времен года, уметь изобразить их на рисунке
|
Развитие внимания
|
- Перечислять и описывать предметы, ряд которых предъявляется для восприятия на 10–20 сек.
- Корректурные задания.
- «Лабиринты».
- Подвижные игры на переключение внимания
|
Развитие памяти
|
- Запоминать ряд предметов.
- Запоминать ряд несвязанных между собой слов.
- Учить описывать по памяти иллюстрации.
- Учить запоминать порядок расположения картинок в ряду.
- Учить выполнять многоступенчатую инструкцию: «Сначала положи кубики на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик».
- Учить составлять по плану рассказы и пересказывать по картине.
- Изменять план рассказа и пересказа.
- Учить рисовать слова с помощью пиктограмм и вспоминать через 20–30 минут.
- Учить прием у установления смысловых связей между словами
|
Развитие конструирования
|
- Учить строить по образцу.
- Учить строить по графическому рисунку.
- Учить зарисовать постройку.
|
Развитие у ребенка умения удерживать инструкции
|
- Подбирать доступные задания для ребенка.
- Дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания.
- Повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять.
- По возможности исключить влияние посторонних раздражителей
|
Развитие понимания скрытого смысла
|
- Коллективно проводить разбор картин со скрытым смыслом.
- Шире использовать загадки, потешки на уроках и дома.
- Учить понимать серию картинок, связанных единым сюжетом.
- Придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок
|
Развитие обобщения
|
- Процесс обобщения производить на наглядном материале с помощью взрослого.
- Осуществлять комплексное воздействие на процессы обобщения, сравнения. Учить видеть признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события.
- Осуществлять постепенное наращивание сложности заданий.
- Группировать(обобщать) по разным признакам: цвету, величине, форме и т.д.; предметная классификация.
- Исключать лишний предмет, пользуясь при объяснении выбора обобщающими понятиями
|
Развитие мелкой моторики
|
- Выполнять пальчиковую гимнастику; работать со шнуровкой.
- Учить штриховать в заданном направлении, с заданным расстоянием между штрихами.
- Учить обводить, раскрашивать, работать ножницами, клеем и т. д.
- Копировать графические образцы (фигуры, узоры). 5)Выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок, фасоли, зерен. 6) Работать с мозаикой.
|
Развитие воображения
|
- Придумывать необычные способы применения предметов.
- Дорисовывать геометрические формы до какого-либо изображения.
- Придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа.
- Игры с тенью от предметов и пальцев рук.
|
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и
особыми образовательными потребностями.
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
5. Не бойтесь отказать ребёнку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
6. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними.
7. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе.
8. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни телефон не заменят вас.
10.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети с особенностями. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
12.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
13.И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!