Методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ 28.03.2025

Для родителей детей с овз, важно знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями. Работа по формированию не должна быть связана только с учебной деятельностью, также помощь родителей должна заключаться в психологической помощи ребенку, через воспитательные мероприятия.

Рекомендации для родителей.

Упражнения для развития познавательных процессов

у детей с ОВЗ дома

Формируемый параметр

Способы формирования

Развитие зрительного восприятия

  1. Научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки.
  2. Научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные.
  3. Выделять в предмете существенные детали, части.
  4. Синтезировать картинку из 5-тинеравных частей.
  5. Формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и различие в двух орнаментах), дорисовать предмет.

Развитие тактильного восприятия

  1. Из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы,
  2. Все плоские, все шероховатые.
  3. Достать пару.
  4. Узнать предметы.

Развитие слухового восприятия

  1. Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева (где смяли лист бумаги: над столом или под столом? В какой момент солдатик пойдет не по столу, а по линейке?)
  2. Развивать восприятие ритма (слушать изолированные удары, к каждому удару подобрать соответствующую карточку; узнавать серию акцентированных ударов сильный, слабый).
  3. Воспроизвести ритмы.

Развитие восприятия пространства

  1. Упражнять в различении правой и левой сторон на своем теле, на теле другого человека.
  2. Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги.
  3. Учить понимать предлог и места и направления.
  4. Развивать восприятие времени: называть и определять части суток, дни недели и времена года.
  5. Развивать умение узнавать на картинках, называть признаки времен года, уметь изобразить их на рисунке

Развитие внимания

  1. Перечислять и описывать предметы, ряд которых предъявляется для восприятия на 10–20 сек.
  2. Корректурные задания.
  3. «Лабиринты».
  4. Подвижные игры на переключение внимания

Развитие памяти

  1. Запоминать ряд предметов.
  2. Запоминать ряд несвязанных между собой слов.
  3. Учить описывать по памяти иллюстрации.
  4. Учить запоминать порядок расположения картинок в ряду.
  5. Учить выполнять многоступенчатую инструкцию: «Сначала положи кубики на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик».
  6. Учить составлять по плану рассказы и пересказывать по картине.
  7. Изменять план рассказа и пересказа.
  8. Учить рисовать слова с помощью пиктограмм и вспоминать через 20–30 минут.
  9. Учить прием у установления смысловых связей между словами

Развитие конструирования

  1. Учить строить по образцу.
  2. Учить строить по графическому рисунку.
  3. Учить зарисовать постройку.

Развитие у ребенка умения удерживать инструкции

  1. Подбирать доступные задания для ребенка.
  2. Дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания.
  3. Повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять.
  4. По возможности исключить влияние посторонних раздражителей

Развитие понимания скрытого смысла

  1. Коллективно проводить разбор картин со скрытым смыслом.
  2. Шире использовать загадки, потешки на уроках и дома.
  3. Учить понимать серию картинок, связанных единым сюжетом.
  4. Придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок

Развитие обобщения

  1. Процесс обобщения производить на наглядном материале с помощью взрослого.
  2. Осуществлять комплексное воздействие на процессы обобщения, сравнения. Учить видеть признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события.
  3. Осуществлять постепенное наращивание сложности заданий.
  4. Группировать(обобщать) по разным признакам: цвету, величине, форме и т.д.; предметная классификация.
  5. Исключать лишний предмет, пользуясь при объяснении выбора обобщающими понятиями

Развитие мелкой моторики

  1. Выполнять пальчиковую гимнастику; работать со шнуровкой.
  2. Учить штриховать в заданном направлении, с заданным расстоянием между штрихами.
  3. Учить обводить, раскрашивать, работать ножницами, клеем и т. д.
  4. Копировать графические образцы (фигуры, узоры). 5)Выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок, фасоли, зерен. 6) Работать с мозаикой.

Развитие воображения

  1. Придумывать необычные способы применения предметов.
  2. Дорисовывать геометрические формы до какого-либо изображения.
  3. Придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа.
  4. Игры с тенью от предметов и пальцев рук.

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и

особыми образовательными потребностями.

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

5. Не бойтесь отказать ребёнку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними.

7. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе.

8. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни телефон не заменят вас.

10.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети с особенностями. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

12.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

13.И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!