Ожившая история на уроках технологии в школе 41 09.09.2025

Связь времен и поколений или Как оживает история на уроке труда. На уроке технологии в 5 «И» классе было необычно тихо и сосредоточенно.

Ребята с непривычным для урока вниманием вглядывались в... обычный комок глины. А всему виной — старинная загадка: «Был я на копанце, был я на топранце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Вот как рассказывает об этом поистине увлекательном занятии наш педагог, создатель и руководитель «Музея в чемодане» Елизавета Борисовна Стержанова: «На этом уроке мы использовали музейно-образовательные технологии. Что это значит? Мы не просто лепили из пластилина, а постарались воссоздать целый историко-технологический цикл создания главного предмета древнего быта — глиняного горшка. Ребята на практике узнали, что означают забытые слова: копанце — это яма, где добывали глину, топранце — место, где её мяли и топтали ногами, чтобы приготовить для работы, кружало — старинное название гончарного круга. Хоть у нас и не было настоящей печи для пожара и обвара (обваривания в кипятке для прочности), мы с помощью видео и рассказов полностью прошли этот путь мысленно. Что это дало?

  • Погружение в историю: ребята поняли, что каждая вещь в музее прошла долгий и трудный путь от сырья до изделия.
  • Уважение к труду: школьники на собственном опыте ощутили, как сложно и почётно было ремесло гончара.
  • Межпредметные связи: урок соединил в себе технологию, историю и литературу (фольклор).

Такой подход превращает рутинный урок в увлекательное путешествие в прошлое. Ребята не просто получили навык лепки, а прикоснулись к традициям и быту своих предков. Горшки у всех получились разные, но каждый — уникальный и ценный, ведь в него была вложена не только глина, но и старание ребёнка, его фантазия и частичка истории».