Аэропорт нашей победы.
Работа гражданского аэропорта Внуково в годы Великой Отечественной войны
Введение
Темой нашей исследовательской работы является «Работа гражданского аэропорта Внуково в годы Великой Отечественной Войны». Данная тема всегда будет оставаться актуальной. Не смотря на то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас, нельзя не отметить важность итогов Великой Отечественной Войны, как для судьбы России, так и для каждого из нас, и это неоспоримо. С каждым годом участников ВОВ все меньше и меньше, они отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной Войне, а значит и за нашу жизнь. И обо всем этом должна знать и помнить современная молодежь.
Великая Отечественная война оставила наиболее глубокий след в памяти российского народа и кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. Празднование Дня Победы стало всенародным праздником, наполненным искренней радостью, истинной любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны, патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими на Украине. Некогда единый народ — русские и украинцы — стали враждовать, и эта вражда приносит множество разрушений, гибнут ни в чем не повинные люди, что может привести к неисправимым последствиям.
Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для политики государственных лидеров разных стран. Большинство из них стремятся принизить и извратить эти уроки, с этой целью наносят огромный удар по исторической памяти о войне. Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности. Война против исторической памяти о Великой Отечественной войне есть не только диверсия против наших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Это и удар по будущему каждой семьи и России в целом.
Портал «Мой район в годы войны» предназначен для сбора, хранения, ознакомления с информацией о памятных местах Великой Отечественной войны в Москве и о её ветеранах, в том числе в нашем районе
Официальный сайт-карта проекта "Мой район в годы войны": https://moiraion.moscow/map
Цель проекта:
1. Дать возможность школьникам изучить историю своей малой родины, понять, как жил их район в годы войны, как его жители вынесли это трагическое испытание
2. К 80-летию Победы создать интерактивную карту района в его современных границах, благодаря которой и взрослые, и дети смогут узнать, чем жил наш район Внуково в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
· отразить исторические факты героической обороны Москвы и Победы в ВОВ.
· Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, жителей пос. Внуко.
· Повышение престижа у подрастающего поколения подвига Советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.
· Развитие познавательного интереса учащихся.
· Развитие коммуникативных способностей учащихся.
· Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
· Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.
· Участие в различных конкурсах по данной тематике.
Объект исследования: Материалы народного музея Внуково, материалы школьного музея, фотодокументы, материалы сайтов сети ИНТЕРНЕТ, публикации журнала «Родина » №38 за 2017 год (автор Н.В.Никитенко), воспоминания родных и близких и сослуживцев.
Для проведения исследовательской работы были выбраны следующие методы:
· изучение и анализ Интернет-источников;
· анкетирование;
· интервью;
· анализ архивных документов.
Актуальность темы:
Празднование 9 мая дает нам почувствовать принадлежность к стране, оно дает нам почувствовать себя членом российского общества, почувствовать, что ты не один. Через этот праздник прививается чувство патриотизма, любви к родине, понятие того, что есть «хорошо», а что «плохо».
Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны. Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть - это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас - это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым мы можем находиться здесь.
У времени есть своя память- история. И мы должны помнить…
Наши солдаты защитили не только страну – множество самых разных народов они спасли от угрозы уничтожения. И заплатили за это спасение страшную цену. Нельзя забывать то, что было сделано ради тебя, чтобы ты мог жить на Земле. Важно, чтобы слова от частого повторения не стёрлись, не потеряли своей остроты. Чтобы в нынешних детях, которые, может, и живого фронтовика не видели (у многих прадедушки ушли ещё до их рождения) продолжала жить эта память прошлого. Поэтому так нужны нам сейчас свидетельства каждого очевидца, каждого человека, который вживую, из первых уст, может рассказать, как всё было тогда…
Практическая часть
«Внуково» — старейший из действующих аэропортов Москвы. Его строительство началось в 1937 году; причиной послужила перегруженность Центрального аэропорта на Ходынском поле (созданного в 1922 году) и аэропорта «Быково» (созданного в 1936 году). В 1937—1938 годах заказчиком работ по строительству аэропорта был В. Ф. Каминский. Первая очередь сооружений аэропорта введена в эксплуатацию 2 июля 1941 года. В годы Великой Отечественной войны на базе «Внукова» создана Московская авиагруппа особого назначения, базировалась 10-я гвардейская дивизия.
Самолетный парк МАОН составили 69 ПС-84 - лицензионный вариант американского Douglas DC-3, который до войны собирали на заводе в Химках для дальних высотных авиалиний СССР. С 1942, после эвакуации производства в Ташкент, выпуск был возобновлен в военно-транспортной модификации Ли-2, но все равно в обиходе самолет называли «Дугласом».
С первого дня войны на аэродром Внуково, ставший базой Московской авиагруппы особого назначения, со всей страны начали прибывать пассажирские «Дугласы». Вместо привычного рейсового листа командир корабля получал боевое задание и экипаж уходил в свой первый полёт доставляя на линию фронта оружие снаряды, горючее для танков, медикаменты, консервированную кровь. Обратно вывозили раненых, аппаратуру заводов, музейные ценности.
Поначалу собранные из мирной жизни «Дугласы» шли на боевые задания без вооружения и маскировки-камуфляжа. Бортовую связь не использовали из опасения, что противник может запеленговать самолёт. Летали поодиночке на бреющем полете, стараясь слиться с рельефом местности, чтобы избежать самой опасной атаки — снизу. Тяжелогружёные самолёты, единственным защитным маневром которых были резкое снижение и уход на бреющем, служили хорошей мишенью для истребителей противника, которые подходили к ним вплотную и безнаказанно расстреливали с расстояния 15—20 метров. За первые три месяца авиагруппа потеряла 27 самолетов.
Все обширное хозяйство внуковскогo аэропорта, который не успели ввести в эксплуатацию до начала войны, перешло к авиагруппе. B незаконченных ангар-мастерских оборудовали цеха и освоили все виды ремонта «Дугласов». Для выездного восстановления были сформированы четыре полевые бригады. В малярном цехе самолёты начали камуфлировать по естественной окраске местности, с красной звездой в центре фюзеляжа. Так как «Дугласы» не имели вооружения, встал вопрос о том, как защищать самолёт и экипаж. За две недели, с 15 июля по 1 августа 1941 года, цех вооружения Внукова разработал и испытал опытную огневую конструкцию: сверху на фюзеляже была установлена полусферическая башенная турель, из прорези которой выглядывал крупнокалиберный авиационный пулемёт ШКАС, в задней части по бортам выдвигались два ручных пулемёта ДА. Кресла пилотов укрепили бронеспинками. В состав экипажа был введён бортстрелок-радист, с которым командир корабля мог держать связь по переговорному устройству.
Уже к середине сентября 26 машин имели огневые установки. Экипажи перешли от пассивной защиты к обороне, и первый же вооружённый «Дуглас» сбил два «мессершмитта», которые по обыкновению вплотную подошли к нему для атаки. Разработка была утверждена в качестве типового штатного вооружения и передана на авиазавод для серийного выпуска.
Орлово-Тейковская воздушно-десантная операция 3-5 октября 1941 года
Противник продвигался к Москве и Ленинграду. Утром 3 октября вражеские танки были на подступах к Орлу. Это было началом операции под кодовым названием «Тайфун» по захвату Москвы. Ставка поставила МАОН задачу в кратчайший срок перебросить под Орёл 5-й воздушно-десантный корпус. На рассвете 3 октября авиагруппа в полном составе вылетела в Тейково Ивановской области — отправной пункт десантирования, в распоряжение командующего ВДВ генерал-майора Василия Глазунова. Шли сильные дожди, нависала низкая облачность. Два орловских аэродрома подвергались непрерывным налётам и бомбардировке, маршрут контролировали вражеские истребители. «Дугласы» шли по одному, без прикрытия. С каждым часом обстановка осложнялась, бои придвинулись вплотную к границе лётного поля. Самолёты заправлялись— горючим во Внукове и возвращались в Тейково, где у каждой стоянки уже ждали группы бойцов с вооружением и боеприпасами. Загружались, не выключая моторов, и стартовали в воздух прямо со стоянок с минутным интервалом. За день экипажи совершали по три рейса, перебрасывая 20—25 человек за каждый. Переброшенные под Орёл десантные части сковали маневренность противника на подступах к Москве и дали возможность выиграть жизненно необходимое время для перегруппировки сил. С 3 по 5 октября самолёты МАОН бросили 5440 бойцов и 12,5 тонны боеприпасов, совершив 218 вылетов. Это стало первой массированной десантной операцией авиагруппы.
Эвакуация
15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об эвакуации столицы CCCP г. Москвы. B течение 5 дней всё оборудование аэродрома Внуково было демонтировано и вывезено в 200 вагонах в Новосибирск и Казань. Штаб МАОН был перебазирован в Москву, самолёты рассредоточены по вспомогательным аэродромам. 4000 кг мелинитовых зарядов с детонаторами заложили под бетоном взлётного поля Внукова. Объект был подготовлен к подрыву.
Блокада Ленинграда
Прорвав Лужский оборонительный рубеж, 8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады. Сухопутные коммуникации были разорваны, сообщение с городом поддерживалось только по Ладоге речными судами. 20 сентября Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об установлении транспортной воздушной связи с городом Ленинградом». Задача по до ставке продовольствия и бое- припасов и эвакуации квалифицированных рабочих и гражданского населения была возложена на Московскую авиагруппу особого назначения.
Выдержка из донесения 1942 года командира МАОН майора Владимира Короткова: «Перед нами была постав лена задача по обслуживанию блокированного Ленинграда. На эту работу было брошено 2/3 всех самолётов группы. Мы должны были лететь по территории, занятой нашими войсками, но усиленно контролируемой авиацией противника. Как летать? Одиночные самолёты, как правило, сбивались. Практика показала, что надо летать строем. Это было для нас новинкой, так в нашей гражданской авиации никто не летал. В процессе работы мы сумели привить личному составу навыки полёта строем». Задолго до рассвета рассредоточенные вдоль опушки леса «Дугласы» выруливали на старт и по сигналу ракеты тройками поднимались в воздух. Флагманский корабль ждал, когда каждый из 9–12 самолётов группы займёт своё место в строю в форме клина, после чего воздушный караван переходил на крейсерскую скорость и ложился на курс. На полпути, в районе Тихвина, ведущий давал сигнал ракетой условленного цвета – и с аэродрома Кайвакса взлетало прикреплённое звено истребителей прикрытия, пристраивалось к группе и сопровождало её на самом опасном участке через Ладожское озеро до Ленинграда.
В Ленинградской операции МАОН впервые ввёл бортовую радиосвязь. Ведущий самолёт давал команды своей группе открытым текстом на 10 процентной мощности бортовой рации: «подтянуться», «перестроиться», «держать скорость 240» – и сообщал условным кодом на землю: «прошли озеро», «напал противник», «идём на посадку». Весь путь над Ладогой самолёты шли на бреющем полёте, прижимаясь к воде. Ведущий летел на высоте 2–3 метра, остальные следовали за ним с небольшим превышением на расстоянии 5–10 метров друг от друга. Караулившие на трассе «мессершмитты» атаковали «Дугласы», стараясь отсечь машины, отставшие от группы. Тогда «Дугласы» смыкались в плотный треугольник, отражая нападение противника из бортовых пулемётов.
Пройдя Ладогу, самолёты выходили к мысу Марьин Нос, где находились входные ворота в Ленинград, и брали курс на аэродромы Комендантский или Смольное. Первыми садились истребители, у которых горючее уже было на исходе, за ними «Дугласы». Не теряя лишних минут, экипажи помогали разгружать самолёты, передавая из рук в руки ящики с концентратами, маслом, мороженым мясом. В самолёты сажали ослабевших от голода ленинградцев.
С наступлением первых морозов навигация на Ладоге за мерла, оставалась лишь воздушная трасса. При постепенно сокращающейся долготе дня «Дугласы» уходили в первый рейс и возвращались на базу в полной темноте. Так экипажи отработали навыки ночных полётов, на которые авиагруппа затем полностью перешла в 1942 году. В декабре лёд на Ладожском озере достаточно окреп, и по ледовой Дороге жизни потянулись колонны грузовиков с продовольствием. 29 декабря «Дугласы» перебазировались обратно во Внуково, и авиаотряд перешёл в распоряжение командования Западного фронта.
Ржевско-Вяземская операция
В декабре 1941 года в ходе контрнаступления войска группы армий «Центр» были остановлены и отброшены к западу от Москвы. В линии фронта в районе Ржева и Вязьмы образовался выступ, глубоко уходящий в расположение советских войск. На этом направлении противник создал укреплённый стратегический плацдарм c многокилометровой полосой обороны. Командование вермахта называло его «пистолетом, приставленным к сердцу России — Москве».
В начале января 1942 года армии Западного и Калининского фронтов под командованием генералов Белова, Ефремова и Швецова, в ходе боевых действий вбившие клинья глубоко в оборону противника, оказались во вражеском тылу, отрезанные от основных сил. Связь с ними была возможна только по воздуху. Для оказания помощи нашим соединениям была задействована Московская авиагруппа особого назначения. По заданию Верховного командования летчики начали полет к действующим в окружении войскам, доставляя десантное подкрепление, вооружение и продовольствие.
Из доклада командира группы особого назначения майора Владимира Короткова в июле 1942 года: «В 1942-м нам пришлось срочно перестроиться на ночную работу. Поначалу дневные навыки перенесли на полёты ночью. Начали летать через фронт врага на бреющем полёте. Это была ошибка, мы понесли большие потери от малокалиберной артиллерии и пулемётного огня. Установили высоту полёта над линией фронта, которая бы обеспечила вывод самолёта из-под обстрела. Начали пользоваться радионавигацией и точным штурманским расчётом. Это снизило потери». Маршрут полёта прокладывали над безлюдными участками — лесами и болотами. Линию фронта пересекали на высоте 3000-3500м. Измотанные боями, бесконечными маршами по бездорожью, окружённые части несли большие потери. Несмотря на сорокаградусные морозы, костры не разжигали, чтобы не обнаружить себя. При продолжительности рейса около 2,5 часов летчики совершали 3—4 вылета за ночь, находясь в воздухе по 10-11 часов.
Из приказа войскам Западного фронта. 8 июня 1942 года:
«Авиагруппа особого назначения в период с 01.01.42 по 20.06.42 выполняла специальные задания Военного совета Западного фронта. Произведено 2637 успешно выполненных ночных боевых вылетов, из них 218 с посадкой в тылу противника, общий налёт — 9738 часов. Вывезено из тыла противника 2953 раненых. Посадка самолетов в тылу противника происходила на ограниченных и неприспособленных площадках. Посадочные площадки подвергались артиллерийскому обстрелу и воздействию бомбардировочной авиации противника. Полностью используя запас тёмного времени, самолёты авиагруппы совершали зимой до 4 боевых вылетов в ночь. Личный состав авиагруппы при выполнении заданий Военного совета Западного фронта проявил высокое летное мастерство, мужество и героизм.»
Севастопольская операция
В июне 1942 года 250-дневная оборона Севастополя подходила концу. При полном господстве в воздухе немцы блокировали морские коммуникации, от которых зависело снабжение защитников города боеприпасами и продовольствием. Командующий 11-й армией Манштейн бросил на ужесточение блокады Севастопольского гарнизона и города все силы авиации и торпедные катера.
После того как несколько направлявшихся из Новороссийска судов были потоплены, дальнейшее использование морского транспорта стало невозможно. Для сообщения с Севастополем были привлечены все имеющиеся боевые корабли и подводные лодки. Но их катастрофически не хватало для доставки снабжения и боеприпасов, а также для эвакуации раненых. Оставалась возможность перевозок только по воздуху.
Из шифротелеграммы командующего Черноморским флотом (ЧФ) и Севастопольским гарнизоном (СОР) вице-адмирала Октябрьского – командующему Северо-Кавказским фронтом (СКФ) маршалу Буденному:
«17 июня. Имею 10.000 раненых. Мест нет. Вывозить нечем. Количество раненых увеличивается. Прошу быстрее дать 20 самолетов Дуглас обязательно полетами по ночам, чтобы вывозить раненых.»
До Севастополя было 450 км. С учетом продолжительности летней ночи и 2,5 – часового в один конец в течение суток был возможен 1 рейс. Чтобы избежать скопления «Дугласов» при посадке на непрерывно обстреливаемом летном поле, решили летать с интервалами в 10-15 минут.
Все воздушное пространство над Херсонесским аэродромом в осажденном Севастополе находилось под непрерывным контролем вражеских истребителей. Мощные прожекторы, установленные противником на северной стороне Севастопольской бухты, всю ночь освещали летное поле, и любая активность на нём вызывала шквал огня. В ночь на 21 июня 1942 летчики Московской авиагруппы особого назначения начали выполнять боевую задачу по обеспечению боеприпасами и продовольствием войск и жителей окруженного Севастополя и эвакуации раненых. Из донесения командира 1-ой эскадрильи МАОН Бухарова: «Разгрузка самолетов и пассажиров происходили в беспорядке: не было никакого руководства. Самолеты разгружали силами экипажей. Около самолетов скапливалось много бойцов и командиров. Оставшиеся бойцы садились на стабилизаторы, фюзеляж и угрожали взрывом гранаты, если не посадят в самолет». Загрузку «Дугласов» увеличили до предела возможного. При первоначальном расчёте перевозке 6 лежачих и 16 сидячих раненых на борт брали до 30 человек.
С 21 июня по 1 июля в сложнейших боевых условиях экипажи МАОН доставили 220 тонн боеприпасов и продовольствия, вывезли из Севастополя 2162 человека, совершили 229 ночных вылетов в осажденный Севастополь.
1 июля в 7 ч. 15 мин. утра военный комиссар Антонов отправил радиограмму из Краснодара в Москву начальнику ГУ ГВФ Астахову: «Выполнение задачи группой закончено. Конкретных перспектив работы нет. Если не будет со стороны Ставки и замнаркома дальнейших задач, считаю целесообразным группу отозвать». 2 и 3 июля по распоряжению командующего 5-й Воздушной армии генерал-майора Горюнова 18 самолётов авиагруппы перебазировались на основную базу MAOH во Внуково.
3 июля Совинформбюро сообщило, что Севастополь оставлен советскими войсками.
Партизанская война
К лету 1942 года на территории оккупированной Белоруссии, в непроходимых для вражеской техники брянских и смоленских лесах сформировались и перешли к активным боевым действиям многочисленные партизанские отряды, действующие на территории протяжённостью несколько сотен километров. От мелких диверсий, налётов на автоколонны и полицейские участки партизаны, ряды которых пополнили окруженцы и местные жители, перешли к разрушению коммуникаций противника – подрыву железнодорожных путей, мостов, эшелонов. Белорусская партизанская армия превратилась в серьёзную военную силу с централизованным подчинением и единым командованием.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 30 мая 1942 года при Ставке Верховного главного командования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Перед Военными Советами фронтов была поставлена задача – наладить связи между партизанскими отрядами для оказания им по мощи и координации с действиями армии.
При штабе Московской авиагруппы особого назначения было сформировано Звено специального применения (спецзвено), самолёты которого были оснащены дополнительными топливными баками для многочасовых перелётов. По заданиям ЦШПД и разведуправления Генштаба экипажи совершали одиночные полёты ночью в глубокий тыл противника, забрасывая парашютные разведгруппы с коротковолновыми радиостанциями, задачей которых было установить радиосвязь партизанских соединений с Центром. Работа лётчиков требовала скрытного и особо точного выхода самолёта на точку выброса в строго определённое время. Инициатива в выборе маршрута и метода прохода линии фронта полностью принадлежала командиру корабля, который предварительно прорабатывал задание по карте вместе со штурманом.
После того как удалось наладить связь с действующим в районе Почепа партизанским отрядом имени Фурманова, совершавшим рейды на железную дорогу Брянск – Гомель, с 5 по 18 июня два самолёта спецзвена ежедневно производили вылеты с аэродрома Ельца, сбрасывая на световые сигналы костров диверсионно-подрывные группы, боевое снаряжение и боеприпасы.
На партизанских аэродромах в назначенное время жгли костры и ожидали прибытия самолетов.
Из донесения командира партизанской бригады «Дядя Костя»: «Прибыло самолетом 3 товарища и 14 грузовых парашютов. Выносим партизанскую благодарность и заверяем, что полученное вооружение ураганной гибелью обрушится на фашистов. Спасибо пилоту корабля – точная и чистая работа».
По заданиям ЦШПД и партизанских штабов Центрального, Западного, Ленинградского фронтов лётчики авиагруппы начали регулярные полёты, доставляя вооружение, мины, взрывчатые вещества, тол, детонаторы. Партизанская борьба стала организованной и набирала силу накануне «рельсовой войны», которая вскоре охватила большую часть оккупированной территории.
16 октября 1942 года звено из трех самолетов Московской авиагруппы особого назначения получило задание перебазироваться на аэродром Сухуми «для обслуживания партизан Крыма». Все летчики имели опыт ночных полетов в Севастополь. За три ночи с 25 по 28 октября летчики авиагруппы вывезли с площадки в горах размером 1100 на 300 метров, которую называли «Баксанский аэродром», 217 человек и доставили 20,9 тонны необходимых грузов, после чего разыгрался шторм и полеты остановились.
6 ноября 1942 года Московская авиагруппа особого назначения была преобразована в 1-ю Авиатранспортную дивизию ГВФ. Летчики дивизии продолжали полеты в Крым всю зиму, делая по 2 вылета за ночь и находясь в воздухе по 11-12 часов, бросали грузы в просветы облаков с 2500 метров.
Крым был освобожден от оккупантов только 12 мая 1944 года.
В 1944 году после освобождения города-героя Севастополя Приказом Верховного Главнокомандующего Второму авиатранспортному полку было присвоено наименование «Севастопольский». Командиром этого полка стал будущий Герой России (1998г) Алексей Иванович Семенков.
Тактика воздушного боя
В довоенное время «народнохозяйственный» авиатранспорт в качестве боевой силы не рассматривали, теоретических обобщений его применения не существовало. Гражданский воздушный флот, где были сосредоточены транспортные самолёты, к маневренным учениям не привлекался.
Поэтому с первых дней войны бывшие гражданские лётчики авиагруппы особого назначения в ходе боевых вылетов создавали и совершенствовали тактические приёмы. Каждый день личный состав группы собирался у карты с маршрутами своих ночных полётов, и командиры эскадрилий проводили послеполётный разбор, анализируя удачные тактические решения и ошибки каждого экипажа.
Благодаря изобретателям и умельцам внуковских Линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ), Григорий Алексеевич Таран, сумел вывезти из партизанского отряда экипаж самолета Ли-2, возглавляемый Константином Дмитриевичем Бирюковым. Сам Константин Бирюков – опытный пилот, не раз пересекал линию фронта, умело ускользал от заградительного огня противника. Однако на этот раз фашистский снаряд угодил точно в машину. Мобилизовав все свое мастерство, Бирюков сумел посадить Ли-2 в районе, занятом партизанами. Но как взлететь оттуда? В полку ломали голову в поисках решения этой, казалось неразрешимой задачи. И тогда на помощь пришли умельцы ЛЭРМа. Они изготовили своеобразные лыжи из пергамента и фанеры. По форме они напоминали калоши, только без задников. «Калоши» закрепили на колесах самолета и опробовали. «Обувка» пришлась впору. Все остальное было, как говорится, делом техники. А мастерства такому асу, как Григорий Таран, было не занимать. Посадку и взлет на машине, «вооруженной» самодельными «калошами», Таран выполнил блестяще.
Особое место занимали обманные манёвры, которые лётчики называли «играть немца». Лётчик Григорий Таран предложил свой способ скрытого проникновения в воздушное пространство гитлеровцев. Маршрут самолёта Тарана в глубоком белорусском тылу проходил через несколько поясов вражеской противовоздушной обороны, оснащённой звукоуловителями. На подходе Таран перестроил шаг винта так, чтобы гул самолёта имитировал воющий звук моторов «Юнкерса». Немецкие зенитчики беспрепятственно пропускали машину в свой тыл, принимая её за возвращающийся с бомбёжки «Ю-88».
А командир самолёта Груздин делился своим опытом имитации действий противника. Цель, на которую его машина должна была выбросить груз, находилась рядом с вражеским аэродромом. Экипаж заметил немецкий самолёт, следующий в 50 метрах впереди, и начал следить за его манёврами. Когда по самолёту был открыт заградительный огонь, с его борта выпустили три цветные ракеты – условный сигнал «я свой», и самолёт беспрепятственно пошёл на посадку. Груздин следом за ним взял курс на линию ПВО и повторил световой сигнал. Зенитки замолчали, самолёт Груздина имитировал заход на посадку с зажжёнными фарами, а затем на бреющем полёте вышел из опасной зоны.
Раз в неделю во Внуково вы ходила газета «На Старте», на страницах которой лётчики авиагруппы делились своим тактическим опытом.
Сталинградская битва
Командиром 1-ой АТД по март 1944г. был генерал-майор авиации Казьмин Михаил Павлович. Это событие совпало с активным участием авиаторов в сражении под Сталинградом – волжской твердыней.
Экипажи дивизии обеспечивали связь между Москвой и воинскими подразделениями, сражавшимися на Волге: доставляли военные грузы на передовые участки фронта, а также в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Слова защитников волжской твердыни «За Волгой для нас земли нет!» были клятвой и для гражданских авиаторов.
Весом вклад воинов 1-ой АТД ГВФ (в будущем 10-ая гвардейская АТД) в разгром врага под Сталинградом. Ее экипажи совершили 46041 боевой вылет, перевезли около 31тыс солдат и командиров, эвакуировали в тыл свыше 3тыс раненых, доставили более 2500т военных грузов. Десятки авиаторов награждены орденами и медалями.
Героизм гражданских летчиков в Сталинградской битве был массовым. Какие бы сложные и ответственные задачи ни ставились перед ними, они выполняли их оперативно, показывая образцы мужества. Высочайшее мастерство и мужество проявили в то суровое время пилоты Павел Михайлович Михайлов, П.Т.Кашуба, Б.А.Лахтин, Петр Федорович Еромасов, Григорий Алексеевич Таран (в последствии все они стали Героями Советского Союза) и А.И.Семенков.
А в марте 1943 года 1-я АТД ГВФ получила задание обеспечить наступление войск Центрального фронта. Боевая работа летчиков дивизии показала высокие образцы честного и самоотверженного служения Родине. В предельно сжатые сроки было совершено 1280 вылетов, перевезено 2тыс. т боеприпасов. Переброшено тактического резерва на угрожаемый участок – 13600 человек, эвакуировано 12124 раненых. А как при Курской битве пригодились боеприпасы, техническое имущество, а особенно горючее для танков, доставленное транспортными самолетами и 1-ой АТД ГВФ.
После сокрушительного поражения на Курской дуге фашисты всерьез занялись обороной. Ими был построен Восточный вал, главной частью которого служили оборонительные сооружения вдоль Днепра.
В сентябре-октябре 1943г. Внуковская авиадивизия получила приказ ставки Верховного командования оказать войскам помощь при форсировании Днепра.
В сентябре 1943 года самолетами дивизии была проведена крупная операция по выброске из Гайворона в тыл противника в район Канева частей 5-го Воздушно-десантного корпуса. Только за одну ночь был совершен 31 вылет и сброшено на парашютах 483 бойца и офицера и более 10т боеприпасов.
В октябре 1943г. при форсировании Днепра потребовалось снабдить и обеспечить передовые части вооружением и боеприпасами.
Летный состав дивизии, совершая по 5-7 вылетов в день, выполнил задачу и дал возможность войскам вести успешные бои.
С 1 февраля по 30 мая 1944г. самолеты Первого авиатранспортного полка обеспечили операцию при наступлении войска 3 Украинского фронта в направлении Херсона, Николаева и Одессы. Перед экипажами была поставлена новая задача – снабдить части, вырвавшиеся на оперативный простор в тылу противника, горючим и боеприпасами. Группа отлично выполнила поставленную задачу.
Приказом Верховного Главнокомандующего Первому авиатранспортному полку было присвоено наименование «Херсонского».
12 июня 1944г. Ставка Верховного Главнокомандующего приказала направить в распоряжение командующего 3-им Украинским фронтом генерала армии Черняховского группу самолетов для обслуживания войска, ведущих наступление на Минско-Вильненском направлении.
13 июня экипажи полка приступили к перебазированию Первой Воздушной Армии на передовые аэродромы и организовали бесперебойное их снабжение боеприпасами и горючим.
За 10 дней были переброшены инженерно-технический состав и техническое имущество трех истребительных и одного бомбардировочного корпуса и первая гвардейская штурмовая дивизия.
23 июня штабом Воздушной Армии была поставлена задача найти прорвавшийся в тыл противника танковый корпус генерала Обухова и доставить самолетами в бочках горючее остановившимся танкам. От этой работы зависела судьба операции. Горючее и боеприпасы были доставлены, и танки ожили, устремившись вперед. Темп наступления нарастал. Находясь в воздухе ежедневно до 12-15 часов экипажи командиров кораблей
Г.И.Быкова, Г.И.Иванова, И.Д.Полосухина, К.Д.Бирюкова, С.А.Фроловского и многих других обеспечивали боевые действия наших войск.
Когда бои шли на подступах к Вильнюсу, самолеты Третьего полка только за один день доставили на фронтовые площадки 216т боевого груза. В боях за Вильнюс пилоты показали высокие образцы смелости, мужества и летного искусства. Приказом Верховного Главнокомандующего Третьему полку было присвоено звание «Виленский». Командиром этого авиаполка был Герой Советского Союза Григорий Алексеевич Таран.
В 1944 году Красной Армией была освобождена советская территория, и началось успешное освобождение народов других стран. Так войска Красной Армии, а в их составе и фронтовые формирования ГВФ приняли активное участие в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Греции.
Экипажи летчиков 1-ой АТД (в будущем 10-ой гвардейской авиадивизии) П.М.Русакова, А.Е.Андреева, Н.Ярошенко, Тамары Носко, Д.И.Барилова, Н.Богданова, Н.С. Окинина, В.А.Филонова, Н.Ф.Голенищенко, Д.С.Непомнящего, А.Калины, А.И. Стукань, и многих, многих других, преодолевая огненные преграды врага, рискуя жизнью, проникали в глубокий тыл противника и доставляли боеприпасы, продовольствие, забрасывали десантников в районы действий партизан этих стран.
В полетах бесстрашие, мужество и мастерство проявили Герои Советского Союза А.И.Груздин, П.М.Михайлов, С.А.Фроловский, Г.А.Таран. Наиболее яркой страницей в боевую историю ГВФ вошла деятельность авиагруппы особого назначения (АГОН). Транспортная эскадрилья этой авиагруппы была создана из экипажей внуковской авиатранспортной дивизии, и командовал ею Герой Советского Союза Петр Федорович Еромасов. Пилоты летали в исключительно тяжелых условиях: полеты совершались через Адриатическое море ночью в высокогорную местность. Посадочные площадки выбирались партизанами на склонах гор, в долинах горных рек. Все это требовало от личного состава высокого летного мастерства, дисциплины и смелости. Тот факт, что английские и американские летчики, базировавшиеся на одном аэродроме с нашей группой, отказались летать на площадки, на которые совершали посадки наши самолеты, говорит о высоких летных и морально-патриотических качествах летчиков, воспитанных в дивизии.
05 ноября 1944г. 1-я АТД ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую Авиатранспортную дивизию (10-я гвардейская АТД ГВФ), за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм. Тогда уже с марта 1944г. командиром 1-ой АТД был генерал-майор авиации Шалва Лаврентьевич Чанкотадзе.
21 апреля 1945г. на завершающем этапе войны перед 10-ой гв АТД была поставлена задача доставить из Горького под Берлин специальные боеприпасы большой взрывной мощности, предназначенные для генерального наступления по овладению Берлина.
Группа командира 1-го Херсонского полка гвардии майора Владимира Михайловича Чернякова выполнила задание, и артиллерия, готовящаяся к штурму Берлина, получила полный комплект специального боезапаса. Трудность этой задачи состояла в том, что боеприпасы нужно было доставить в течение одного дня, покрыв расстояние от Внукова до Горького и от Горького до Каллау (2400 км) в сложных погодных условиях.
08 мая 1945г. в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В 9 утра на 9 мая этот исторический документ и Знамя Победы были доставлены в Москву на Центральный аэродром (Ходынка) самолетом С-47, который пилотировали командир 19-го отдельного авиаполка Алексей Иванович Семенков.
Все ГВФ-овцы сознавали и гордились тем, что их успехи на фронтах и в тылу явились следствием сплоченности личного состава, его преданности Родине и своему народу. Не жалея сил и не щадя жизни, пилоты и штурманы, инженеры и техники, механики и мотористы, радисты и воздушные стрелки, мужчины и женщины – все самоотверженно выполняли свой долг, приближая победу.
Победа была завоевана дорогой ценой. Война обожгла судьбы многих авиаторов. По неполным данным, только в частях ГВФ на фронтах погибли 579 пилотов и 487 членов экипажей и авиаспециалистов других категорий. Наибольшее число боевых потерь пришлось на полеты в глубокий тыл противника и к партизанам. Фронтовые части ГВФ потеряли от атак истребителей противника и его зенитной артиллерии 1047 самолета, 475 самолетов было разрушено при авариях и катастрофах.
За время ВОВ в 10 гв.дивизии погибло свыше 100 экипажей.
Память о подвиге авиаторов
Имя Героя Советского Союза Григория Алексеевича Тарана в 1949 году присвоено средней школе № 13 в поселке аэропорта Внуково, сейчас это школа № 41, В 1962 г около средней школы №13 был установлен памятник герою.
9 мая 1975г. - во Внуково в центре поселка был заложен Памятник погибшим летчикам Г.А. А к 9 мая 1980г. – во Внуково в центре поселка этот Памятник (34м высотой) силами работников аэропорта Внуково и завода №400 был построен.
На здании старого аэровокзала, 9 мая 1995 года в День 50-летия Победы была установлена мемориальная доска, посвященная памяти базирования 10 гвардейской транспортной авиадивизии во Внуково в годы войны.
При реконструкции аэропорта старое здание снесли, но доску сохранили, было решено перенести ее в новое здание. 6 июля 2010 года состоялась торжественная церемония открытия памятной доски в зале вылета терминала А Аэропорта Внуково.