Педсовет 18.02.2025

Музыкальный руководитель Берестенко А.Б. выступила на педсовете с темой: «Музыкальные занятия как средство развития функциональной грамотности дошкольников»

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой особенно успешно они произрастают.»

Г. Нейгауз

Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на детей дошкольного возраста: заставляет радоваться и грустить, мечтать и думать. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям. В связи с этим, формирование развития личности ребенка неразрывно связано с музыкой.

Музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Таким образом, на этапе дошкольного образования есть возможность заложить предпосылки формирования функциональной грамотности – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. В выполнении этой задачи в стороне не остается и музыкальное воспитание, главной особенностью которого является переход от прямого инертного повторения за педагогом в любых видах деятельности к игровой, с включением в процесс проблемно-поисковых ситуаций, комплексных заданий и упражнений.

Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей, как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.

Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.

Функциональная грамотность в дошкольной образовательной организации – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером может быть: функциональная готовность к школе).

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен применять три взаимосвязанных метода работы:

- Наглядный метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой).

Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным содержанием этого метода – прослушивание

музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения.

К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.

В результате использования наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

- Словесный метод работы педагога на музыкальных занятиях помогает детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.

Словесный метод включает в себя такие приемы как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы, инструкции.

Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают свое отношение к образам прослушанной музыки.

Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед прослушиванием музыкального произведения, перед музыкальными играми, танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой, зрительной гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).

Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.

- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятиях во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений, танцев и плясок (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах

(приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).

Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.

Музыкальный руководитель планирует музыкальные занятия, учитывая возрастные особенности детей. Чем старше ребенок, тем сложнее музыкальные произведения, музыкально-ритмические движения, песни, танцы, музыкально-дидактические игры, дополнительные компоненты ДОУ.

Так дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) наиболее эмоциональны. Они с радостью откликаются на веселые подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей формируется музыкальный слух, начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. В этом возрасте дети начинают учиться самостоятельно исполнять песни, уже более осознанно исполнять несложные танцевальные движения и игровые упражнения.

Слушая с детьми несложные музыкальные произведения педагогу необходимо обратить внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер, на ритмичность движений, выразительность в время игры на музыкальных инструментах, красоту музыки. В результате этого у детей данного возраста начинают формироваться слух, выразительность и четкость в ритмических движениях, улучшается память, повышается интерес к музыке и к музыкальным занятиям в целом.

Функциональная грамотность для детей среднего возраста (4-5 лет) на музыкальных занятиях заключается в постепенном усложнении методик.

В этом возрасте дети начинают знакомиться с различными группами музыкальных инструментов, совершенствуют владение ими вовремя музицирования. Проводятся музыкально-дидактические игры, на развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Кроме этого проводится анализ прослушанных произведений. Усложняются танцы, музыкально-ритмические движения. Дети начинают чувствовать ритм в музыке. Происходит формирование у детей певческих умений и навыков. Развивается способность творческого воображения при восприятии музыки.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы:

- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

- приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

- развивать вокальные задатки ребенка, петь без напряжения в голосе.

Для детей старшего и подготовительного к школе возраста (6-7 лет) музыкальным руководителем на музыкальных занятиях используется уже более усложненная методика. Проводится прослушивание музыкальных произведений русских и зарубежных классиков («Времена года», «Баба Яга», «Детский альбом», «Щелкунчик», «Камаринская» П. И. Чайковского; «Вальс» муз. С.Майкапа; «Волшебная флейта» муз. В.А.Моцарта; «Менуэт» муз. И.С.Баха и др.). Дети этого возраста уже различают жанры музыки, умеют определять лад мелодии. Знают все группы музыкальных инструментов. Легко должны находить тембры музыкальных инструментом близкие по характеру звучащему произведению. Выразительно и ритмично играют на музыкальных инструментах. Развивают ритмический, тембровый, звуковысотный слух. Развивают певческий голос. Формируют навыки самостоятельного пения, умение слушать друг друга.

Одной из составляющих социально-коммуникативной грамотности в музыкальной деятельности является театрализация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Начинает использовать выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и совершаемых ими поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса.)

На примере театральной импровизации можно выделить следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К -базовые навыки и умения;

коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация).

Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.

Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Социально-коммуникативная грамотность, это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.

Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация): лидерство, работа в команде, сотрудничество;

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Достоинства музыкальной деятельности в контексте формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста очевидны. Как прямо, так и косвенно она ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.