«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой особенно успешно они произрастают.»
Г. Нейгауз
Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на детей дошкольного возраста: заставляет радоваться и грустить, мечтать и думать. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям. В связи с этим, формирование развития личности ребенка неразрывно связано с музыкой.
Музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Таким образом, на этапе дошкольного образования есть возможность заложить предпосылки формирования функциональной грамотности – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. В выполнении этой задачи в стороне не остается и музыкальное воспитание, главной особенностью которого является переход от прямого инертного повторения за педагогом в любых видах деятельности к игровой, с включением в процесс проблемно-поисковых ситуаций, комплексных заданий и упражнений.
Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей, как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.
Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.
Функциональная грамотность в дошкольной образовательной организации – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером может быть: функциональная готовность к школе).
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен применять три взаимосвязанных метода работы:
- Наглядный метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой).
Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным содержанием этого метода – прослушивание
музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения.
К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.
В результате использования наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.
- Словесный метод работы педагога на музыкальных занятиях помогает детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.
Словесный метод включает в себя такие приемы как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы, инструкции.
Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают свое отношение к образам прослушанной музыки.
Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед прослушиванием музыкального произведения, перед музыкальными играми, танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой, зрительной гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).
Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.
- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятиях во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений, танцев и плясок (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах
(приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).
Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.
Музыкальный руководитель планирует музыкальные занятия, учитывая возрастные особенности детей. Чем старше ребенок, тем сложнее музыкальные произведения, музыкально-ритмические движения, песни, танцы, музыкально-дидактические игры, дополнительные компоненты ДОУ.
Так дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) наиболее эмоциональны. Они с радостью откликаются на веселые подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей формируется музыкальный слух, начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. В этом возрасте дети начинают учиться самостоятельно исполнять песни, уже более осознанно исполнять несложные танцевальные движения и игровые упражнения.
Слушая с детьми несложные музыкальные произведения педагогу необходимо обратить внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер, на ритмичность движений, выразительность в время игры на музыкальных инструментах, красоту музыки. В результате этого у детей данного возраста начинают формироваться слух, выразительность и четкость в ритмических движениях, улучшается память, повышается интерес к музыке и к музыкальным занятиям в целом.
Функциональная грамотность для детей среднего возраста (4-5 лет) на музыкальных занятиях заключается в постепенном усложнении методик.
В этом возрасте дети начинают знакомиться с различными группами музыкальных инструментов, совершенствуют владение ими вовремя музицирования. Проводятся музыкально-дидактические игры, на развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. Кроме этого проводится анализ прослушанных произведений. Усложняются танцы, музыкально-ритмические движения. Дети начинают чувствовать ритм в музыке. Происходит формирование у детей певческих умений и навыков. Развивается способность творческого воображения при восприятии музыки.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы:
- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
- развивать вокальные задатки ребенка, петь без напряжения в голосе.
Для детей старшего и подготовительного к школе возраста (6-7 лет) музыкальным руководителем на музыкальных занятиях используется уже более усложненная методика. Проводится прослушивание музыкальных произведений русских и зарубежных классиков («Времена года», «Баба Яга», «Детский альбом», «Щелкунчик», «Камаринская» П. И. Чайковского; «Вальс» муз. С.Майкапа; «Волшебная флейта» муз. В.А.Моцарта; «Менуэт» муз. И.С.Баха и др.). Дети этого возраста уже различают жанры музыки, умеют определять лад мелодии. Знают все группы музыкальных инструментов. Легко должны находить тембры музыкальных инструментом близкие по характеру звучащему произведению. Выразительно и ритмично играют на музыкальных инструментах. Развивают ритмический, тембровый, звуковысотный слух. Развивают певческий голос. Формируют навыки самостоятельного пения, умение слушать друг друга.
Одной из составляющих социально-коммуникативной грамотности в музыкальной деятельности является театрализация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Начинает использовать выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и совершаемых ими поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса.)
На примере театральной импровизации можно выделить следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К -базовые навыки и умения;
коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация).
Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.
Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Социально-коммуникативная грамотность, это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.
Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Координация (кооперация): лидерство, работа в команде, сотрудничество;
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Достоинства музыкальной деятельности в контексте формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста очевидны. Как прямо, так и косвенно она ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.