Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам? 11.12.2024

Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам?

Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается,

взрослеет. Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

Вам необходимо:

  • Владеть информацией о процессе проведения экзамена.
  • Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей.
  • Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь.
  • Проявлять уверенность в силах ребёнка. Не беспокоиться о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушать ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей, но учит постигать самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации.
  • Не ругать детей за отсутствие необходимого материала для подготовки к экзамену, а помочь найти недостающие источники.
  • Исключить на этот период все конфликтные вопросы, касающиеся учебной деятельности.
  • Стимулировать ответственность в подготовке к экзамену.
  • Проявлять доверие к своему ребёнку, так как ему необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
  • Задолго до экзаменов обсудить с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
  • Структурировать дни подготовки к экзаменам: разбить весь учебный материал на равные части и контролировать ежедневное выполнение задания.
  • Обеспечить дома удобное место для занятий, проследить, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Контролировать режим подготовки ребенка к экзаменам, не допуская перегрузок. Ребенок регулярно должен делать короткие перерывы. Объяснить ребёнку, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.
  • Убедить ребёнка отказаться от психостимуляторов. Нервная система перед экзаменом и так на взводе.
  • Обеспечить полноценное питание. Оно должно быть сбалансированным, но привычным, особенно в период экзаменов, так как реакция организма в момент психоэмоционального напряжения может быть непредсказуемой. Полезны шоколад и сухофрукты, а такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помнить: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка. Обеспечив ребенку подходящие условия для занятий, при которых он не будет отвлекаться, устройте ему репетицию письменного экзамена (ГИА). Например, возьмите один из вариантов ГИА по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ГИА). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». По окончании, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
  • Семейная психотерапия. Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ГИА. Такая среда создается следующими приемами. Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется. Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления. Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
  • Не повышать тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться». Лучше рекомендовать ребёнку вечером накануне экзамена закончить подготовку раньше, сходить на прогулку и лечь спать вовремя. Последние двенадцать часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
  • Чаще подбадривать детей, повышать их уверенность в себе:

• Не завышайте планку требований к ребенку.

• Подчеркивайте все его удачи и достижения и не заостряйте внимание на возможном провале.

• Заряжайте своего ребенка позитивным отношением к предстоящим испытаниям.

• Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это контрпродуктивно, потому что он - это он, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера.

• Не зацикливайтесь на экзаменах вашего ребенка, как если бы это был вопрос "быть или не быть?"

• Не драматизируйте само событие экзаменационной сессии.

• Проявляйте интерес и к другим сторонам жизни вашего сына или дочери, а не только к его учебе.

• В случае яркого проявления стресса обращайтесь к врачу.

• Избегайте тактики «вознаграждения», обещая в награду за хороший результат на экзамене деньги, дорогие подарки и прочее. Это может привести к тому, что мотивация к учебе как таковой, стремление за счет полученных знаний самому построить свой жизненный успех у молодого человека исчезнет.

И самое главное: дайте твердо понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы за их прочие замечательные качества - вне всякой зависимости от академических успехов или неудач.