Простые советы по адаптации школьников для родителей 11.12.2024

Начало школьного обучения - новая ступень на жизненном пути ребенка. Переход на эту степень часто является непростым этапом как для ребёнка, так и для родителей, так как вносит большие перемены в их жизнь. Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Простые советы по адаптации школьников для родителей

Первые недели сентября уже прошли — ощущение новизны и праздника чуть спало и началась рутина. Этот момент особенно важен для тех, кто уже немного устал и начал сталкиваться с трудностями. Первичная адаптации к новому месту обычно длится 1 месяц. Но у некоторых она только начинается.

Почему школьник во время адаптации испытывает дискомфорт?

Дело в том, что процесс адаптации — сложный, и предполагает большую нагрузку на нервную систему и психику ребёнка. Наш организм постоянно обрабатывает информацию, поступающую из периферии в центр — в головной мозг. Когда мы находимся в обычном режиме, в привычных для себя условиях, то нагрузка снижена, и организм находится в состоянии покоя. Как только новой информации становится очень много, каналы восприятия не успевают доставлять её равномерно, и случается перегруз.

Симптомы перегрузки:

  • ребёнок не рассказывает, что происходит в школе/в садике;
  • ребёнок стал более чувствительный, более эмоционально на всё реагирует;
  • отказ от деятельности;
  • истерики;
  • уход «в себя», нетипичная замкнутость;
  • в садике/школе всё отлично, а дома — крики и недовольства;
  • сенсорная стимуляция — больше качается на качелях, больше обнимается или, наоборот, изолируется, не подпускает к себе.

Что важно знать об адаптации школьника?

Это нормальный период. И он проходит. Поэтому, наберитесь терпения и понаблюдайте не только за ребёнком, но и за собой.

Подготовка ребенка к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Адаптация — не время для воспитания

Отложите всю продуктивную деятельность, направленную на результат, на потом. Сейчас важно познакомиться с режимом, войти в него и этого достаточно. Чаще хвалите ребенка, а за промахи не осуждайте, не сравнивайте его успехи с учёбой других детей, не предъявляйте повышенных требований.

Прислушивайтесь к замечаниям учителя и старайтесь дома спокойно обсудить возникшую проблему

В период перемен важно всё постоянное и нерушимое

Сохраните все привычные ритуалы в вашей семье: чтение книжки перед сном, совместные игры и праздники. Это станет опорой для вас и ребёнка.

Максимум режима — минимум эмоций

Постарайтесь не перенапрягать итак перегруженную нервную систему яркими впечатлениями и эмоциями, дажепозитивными. Отложите походы в интересные места на потом. Сейчас важен чёткий режим работы, отдыха и сна.

Фокус на процесс. Радость от процесса

А вот первую/вторую/третью неделю в садике/школе можно и отпраздновать так, как хочется.

И неважно — она прошла с криками или без них.

Она прошла, и вы все справились!

Ясная коммуникация

Подкрепляйте свои слова подсказками и рисунками — рисуйте вместе с детьми.

Больше молчите и слушайте. Слова создают дополнительную нагрузку на нервную систему.

Берите паузы в своих словах.

Предварительная подготовка к изменениям

Не настолько актуально сейчас, но!

Если вдруг происходят замены учителей/воспитателей, перемены в расписании или в ваших планах на вечер — предупреждайте ребенка заранее. Так ему будет легче.

Наблюдение

Фиксируйте, как можете, всё, что наблюдаете у ребёнка, и у вас в состоянии и поведении. Это полезная информация об адаптивности и дальше она будет вам в помощь на протяжении многих лет.

Телесный контакт

Очень многие дети чаще обнимаются, любят проводить время наедине с родителями в этот период. Дайте им возможность этого контакта.

Внимание к тихоням

Помните — стресс в адаптацию есть абсолютно у всех.

Если ребёнок его не проявляет, то, либо проявит позднее, либо он переживает иначе — наблюдайте за поведением.

Для таких детей и нас большой радостью будет, когда они, наконец, смогут расслабиться и похулиганить привычным образом в школе или детском саду.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Сентябрь, октябрь — период особого внимательного и бережного отношения к себе и ребёнку. Пусть период адаптации проходит спокойно и легко!