Консультация для педагогов
«Значение эмпатии в работе педагога с воспитанниками»
Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling(дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
Способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, он должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать. А сопереживание это и есть эмпатия.
Отличие между эмпатией (чувством переживания и сопереживания) и симпатией (влечением, внутренним расположением, состраданием, жалостью, интересом к кому-нибудь) состоит в том, что эмпатия - это «чувствовать вместе с кем-либо», а не «чувствовать вместо». Нередко понятие «эмпатия» используется неправильно, под этим подразумеваются лишь поддерживающие, ободряющие, теплые отношения к ученику, независимо от его эмоционального состояния. Нэнси Мак-Вильямс, психотерапевт из США, объясняет термин «эмпатия» в его буквальном значении, которое указывает на способность эмоционально воспринять душевное состояние ученика. Эта способность зависит от способности временно и частично идентифицироваться с другим человеком. Для успешной работы способность к эмпатии должна присутствовать и у ученика,восптанника, и у учителя,воспитателя.
Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать, что для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей, реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
А. С. Макаренко по этому поводу писал: «Нужно суметь читать по человеческому лицу, на лице ребенка… по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом. Мимика, умение встать, умение сесть - все это особенно важно для педагога».
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.