КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Речевое развитие ребёнка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.
В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Речевые игры для детей дошкольного возраста
Речевые игры подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Ниже представлены примеры игр по группам, которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста.
Речевые игры для детей 3 – 4 лет
«Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход игры: Педагог показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Громко – тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребёнка.
Ход игры: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй пёрышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги жёлтые, красные, оранжевые листочки; ведёрко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.
- Все листики на земле... Давайте соберём листочки в ведёрко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Речевые игры для детей 5 – 6 лет
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"… (кресло, сиденье, окно).
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от вашей фантазии.
Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Речевые игры для детей 6 – 7 лет
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
«Цветок красный, а цветочек красненький».
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детёнышей, подбирать действия к названию животных.
Ребёнок рассматривает рисунки — животные с детёнышами: курица и цыплёнок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают молоко (вариант — играют с клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (вариант — скачут), утка и утёнок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детёнышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыплёнок (котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, утёнок)?
Подготовила: учитель-дефектолог Калугина А.А.