Консультация учителя-дефектолога Калугиной А.А. на тему «РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» 25.01.2024

Образовательный портал города КироваКОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речевое развитие ребёнка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Речевые игры для детей дошкольного возраста

Речевые игры подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Ниже представлены примеры игр по группам, которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста.

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/10ec9b595e8f1ec2a34e84ed753bba81.png/s/s1200x/a/27502/sc/292 Речевые игры для детей 3 – 4 лет

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход игры: Педагог показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Громко – тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребёнка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй пёрышко»)

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги жёлтые, красные, оранжевые листочки; ведёрко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.

- Все листики на земле... Давайте соберём листочки в ведёрко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3eecd6a86fb24f57b7da60bc37c6fe30.png/s/s1200x/a/27502/sc/387 Речевые игры для детей 5 – 6 лет

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"… (кресло, сиденье, окно).

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от вашей фантазии.

Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

  • Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
  • Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
  • Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
  • Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/6850bf87632d171c428f53b033bb6c7a.png/s/s1200x/a/27502/sc/94 Речевые игры для детей 6 – 7 лет

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

  • Приятель - друг - враг;
  • Грусть – радость – печаль;
  • Еда – очистки – пища;
  • Труд – завод – работа;
  • Танец – пляски – песня;
  • Бежать – мчаться – идти;
  • Думать – хотеть – размышлять;
  • Шагать – сидеть – ступать;
  • Слушать – глядеть – смотреть;
  • Трусливый – тихий – пугливый;
  • Старый – мудрый – умный;
  • Бестолковый – маленький – глупый;
  • Смешной – большой – огромный.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

«Цветок красный, а цветочек красненький».

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

  • Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
  • Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
  • Груша жёлтая, а грушка … (жёлтенькая).
  • Ведро синее, а ведёрко … (синенькое).
  • Солнце тёплое, а солнышко … (тёпленькое).
  • Цыплёнок пушистый, а цыплёночек … (пушистенький).
  • Дом низкий, а домик … (низенький).
  • Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детёнышей, подбирать действия к названию животных.

Ребёнок рассматривает рисунки — животные с детёнышами: курица и цыплёнок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают молоко (вариант — играют с клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (вариант — скачут), утка и утёнок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детёнышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыплёнок (котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, утёнок)?

Подготовила: учитель-дефектолог Калугина А.А.