Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и как ее развивать» 28.02.2023

Подготовила Лось М.В.

Консультация для родителей младшей группы

«Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»! Что же это такое? Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной, а иногда и зрительной. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Мелкая моторика рук тесно связана с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Сначала развиваются мелкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Развитие мелкой моторики у детей происходит постепенно. Это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.

Для каждого возраста есть свои, наиболее подходящие игры для развития моторики. Что же предложить для игры детям 3-4 лет?

  1. Лепка.

Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов. Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы

  1. Игры с крупами, бусинами.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет перебирать в своих ручках, нанизывание бусин, макарон на нитку. Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу рис или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Можно попросить ребенка выбрать черные крупинки из гречки, помогая вам готовить ужин. В дальнейшем, можно рисовать/распечатывать контуры различных животных и аккуратно заполнять их крупой и т.д. (например, цыпленок из кукурузной крупы). Таким образом, у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

  1. Закручивание и раскручивание крышек,

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, ботинки и др.

  1. Игры с песком

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Песок можно заменить манной крупой.

5. Рисование

Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д. Рисовать можно и нужно красками, карандашами, мелками и даже пластилином.

  1. Пазлы, конструкторы, рамки-вкладыши, мозаики.

Конструкторы, различные мозаики, рамки-вкладыши и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. Для начала выбираем игрушки с крупными деталями, пазлы из двух-трех частей, постепенно усложняя игры.

  1. Пальчиковые игры.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: - «Сорока-сорока...», - «Ладушки-ладушки...», - «Идет коза рогатая...», - «Пальчик-мальчик, где ты был?...» и многие-многие другие.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывая хвалить ребенка. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет результат.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь его будет не достаточно развита. Необходимо активно общаться с малышом в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Нужно читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать и рассматривать вместе с ним картинки, обсуждать увиденное в семейном кругу.