Консультация для родителей "«Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха» 17.02.2023

Учитель-логопед Петрунина Анна Андреевна

Консультация

учителя-логопеда для родителей

Подготовила: учитель-логопед Петрунина А.А.

Звуковая культура речи.

Упражнения на развитие фонематического слуха.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает взрослый. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи ребенка формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Умение ребенка сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - очень важная особенность человека, без которой невозможно понимать и воспринимать речь. Также важно различать и анализировать звуки речи.

Если малыш в пятилетием возрасте вместо слова СУШКА говорит ФУФКА, то у него нарушено не только произношение, но и восприятие звуков речи — фонем. Отсюда и название способности — фонематический слух (фонематическое восприятие, речевой слух).

В чём заключается роль этой важнейшей для становления правильной речи способности? Чтобы говорить правильно, ребенку прежде всего необходимо оценить несовершенство собственного произношения, затем уловит разницу между своей речью и речью взрослого и, наконец, добиться совпадения звучаний, то есть подтянуть своё произношение до образца.

Научить ребенка сравнивать звуки помогут упражнения (игры) на развитие фонематического слуха. Цель таких упражнений и игр - научить ребенка слушать и слышать.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

Взрослый называет слова, ребенку необходимо хлопнуть в ладоши, если он услышит что-то живое или маленькое.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, маракасы и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

https://documents.infourok.ru/693fe7fa-8b7e-48c7-97fb-c63cb18d611f/0/image004.jpg

РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ И ТЕМБРУ

  1. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей или кто из родных позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
  2. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал в моей постели?», «Кто же был в нашем доме?» и т. п.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Взрослый дает ребенку два кружка (красный и зеленый) и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное —красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

  • БАМАН ПАМАН БАНАН БАНАМ ВАВАН ДАВАН БАВАН ВАНАН
  • ВИТАНИН МИТАВИН ФИТАМИН ВИТАНИМ ВИТАМИН
  • АЛЬБОМ АЙБОМ АНЬБОМ АВЬБОМ АЛЬПОМ АЛЬМОМ АЛЬНОМ
  • ТЛЕКТА КВЕТКА КЛЕТКА КЪЕТКА КЛЕТТА ТЛЕТКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
  2. — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости звонкости:

а) по два слога: ПА — БА, ТА — ДА, ФА — ВА, КА — ГА

б) по три слога: ПА — БА — ПА, БА — ПА — БА, ТА — ДА — ТА, ДА — ТА — ДА, КА — ГА — КА, ГА — КА — ГА, ВА — ФА — ВА, ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

  1. Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) в звуковом потоке. Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

  1. Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением или поднятием символа.

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э