Консультация
учителя-логопеда для родителей
Подготовила: учитель-логопед Петрунина А.А.
Звуковая культура речи.
Упражнения на развитие фонематического слуха.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает взрослый. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи ребенка формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Умение ребенка сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - очень важная особенность человека, без которой невозможно понимать и воспринимать речь. Также важно различать и анализировать звуки речи.
Если малыш в пятилетием возрасте вместо слова СУШКА говорит ФУФКА, то у него нарушено не только произношение, но и восприятие звуков речи — фонем. Отсюда и название способности — фонематический слух (фонематическое восприятие, речевой слух).
В чём заключается роль этой важнейшей для становления правильной речи способности? Чтобы говорить правильно, ребенку прежде всего необходимо оценить несовершенство собственного произношения, затем уловит разницу между своей речью и речью взрослого и, наконец, добиться совпадения звучаний, то есть подтянуть своё произношение до образца.
Научить ребенка сравнивать звуки помогут упражнения (игры) на развитие фонематического слуха. Цель таких упражнений и игр - научить ребенка слушать и слышать.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Взрослый называет слова, ребенку необходимо хлопнуть в ладоши, если он услышит что-то живое или маленькое.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, маракасы и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ И ТЕМБРУ
РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Взрослый дает ребенку два кружка (красный и зеленый) и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное —красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА
КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА
а) по два слога: ПА — БА, ТА — ДА, ФА — ВА, КА — ГА
б) по три слога: ПА — БА — ПА, БА — ПА — БА, ТА — ДА — ТА, ДА — ТА — ДА, КА — ГА — КА, ГА — КА — ГА, ВА — ФА — ВА, ФА — ВА — ФА
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ
Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э