Проблемы с памятью — распространенная проблема, с которой сталкиваются многие родители школьников и дошкольников.
Проблемы с запоминанием информации могут привести к плохому усвоению школьной программы, отставанию от сверстников, нарушению дисциплины, утомляемости, конфликтным ситуациям с учителями.
Как следствие, о ребенке формируется впечатление как о бестолковом и безответственном ученике, а это может негативно сказываться на его психологическом состоянии и отношениях в коллективе.
Существует большое количество причин, которые могут спровоцировать проблему. Среди причин плохой памяти у детей выделяют органические и психологические. Первая связана с нарушением в работе участков головного мозга, которые отвечают за запоминание, вторая имеет социальный аспект. Поэтому чем раньше причина установлена, тем легче устранить проблему.
Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.
Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.
Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная. Поэтому, внимательные родители скорее знают об особенностях своего ребенка и конечно, многое зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило. Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь в норме окончательно формируется примерно к 3 годам.
Если у ребенка проблемы с памятью, это достаточно легко определить без медицинского образования. Но часто мнение родителей о том, что их ребенок имеет проблемы с памятью, может быть результатом завышенных ожиданий. Понять, субъективна ли оценка, поможет специалист, он же расскажет, как укрепить и развить память у ребенка. В число признаков, указывающих на явное расстройство функции памяти, входят:
Многие из этих признаков наблюдаются у детей, родители которых создали для них слишком загруженный график дня. Большое количество дополнительных занятий после посещения школы ведут к перенапряжению, плохому сну, повышенному эмоциональному раздражению, что обязательно скажется на функции памяти.
Для улучшения памяти детей рекомендуется выполнение родителями следующих условий: