Советы логопеда 28.10.2022

Консультация логопеда по теме : "Что надо понимать о речи, что делать и как к этому относиться... " Подготовила Кузнецова О.Н.

Советы логопеда

Что надо понимать о речи, что делать и как к этому относиться...

Речь ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Хотя речевой механизм и заложен эволюцией, но сама по себе речь не развивается без человеческого общения. Также есть временные и качественные нормы развития речи:

Появление гуления: 1,5-2 месяца;

появление лепета: 5-6 месяцев;

С 10 -12 месяцев: слова, первые простые предложения.

К 3 годам ребенок говорит так, что его понимают окружающие.

Речь сформирована. Далее идет только обогащение словаря и грамматического строя. У ребенка есть все части речи, а вот звукопроизношение еще остается нарушенным.

Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться пока ребенок «сам заговорит». Коррекция речи должна быть своевременной. Так как и польза от коррекционного воздействия, тоже имеет свои временные рамки. Например, если у ребенка до 5 лет отсутствует речь, то коррекция после этого возраста не может довести речь до нормы. Речь если и появится, то уже будет иметь необратимые грубые нарушения.

Полезные советы:

  1. С первых дней общайтесь с ребенком эмоционально окрашенной речью, смотрите ему в глаза. Не говорите в пустоту. Делайте это с удовольствием.

Недостаток общения может значительно задержать появление речи и нормальное ее формирование.

  1. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним или вокруг него. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как уборка, одевание –раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том что вы делаете, что видите, что видит ваш ребенок.

  1. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. Все наши звуки речи берут свое начало из различения неречевых шумов.
  2. Говорите, правильно построенные фразы, Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок изъясняется однословно, то ваша фраза должна состоять из 2- х слов.
  3. Задавайте открытые вопросы. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?» Это стимулирует ребенка к подбору подходящего слова, использованию нескольких слов для ответа.
  4. Выдерживайте временную паузу для ответа, чтобы у ребенка была возможность подумать и ответить. Стимулируйте любую речевую активность ребенка.
  5. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов. Помогите ему обогащать речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, мебель) и называйте их почаще. Стимулируйте ребенка к повторению, называнию этих предметов. После того как ребенок стал их называть, добавляйте слова до тех пор пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  6. Если ребенок говорит одно слово. Например, если ребенок говорит «мяч». Добавляйте по одному слову, начните учить коротким фразам: «дай мяч», «красный мяч», «круглый мяч».

  1. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. Монолог это сложная форма речи для ребенка, но она важна для передачи мыслей и чувств ребенка.

Послесловие.

Не старайтесь нагрузить жизнь ребенка впечатлениями, игрушками или превратить детство в подготовку к школе. Помните, что детство имеет ценность само по себе, ведь оно не повторится вновь. И ничто так не развивает ребенка, как общение с близкими и совместно проведенное время в игре. Развивайтесь с удовольствием вместе с вашим малышом. Это удивительное чувство радости и познания мира каждый раз заново!