Возрастные особенности детей. Почему важно знать о них? 16.11.2022

Дети постоянно меняются – все родители знают это. Но как же сложно, не зная особенностей развития ребенка в каждом возрастном периоде, принять эти изменения.
Выдающийся советский психолог начала 20 века Лев Выготский, работы которого продолжают изучаться и использоваться детскими психологами во всем мире, считал, что детство состоит из 5 возрастов, перемежающихся 6 кризисами.

Он выделял:

  • кризис новорожденности;
  • младенческий возраст (2 месяца-1 год);
  • кризис одного года;
  • раннее детство (1-3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3-7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (8-12 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (14-18 лет);
  • кризис 17 лет.

Все согласны с тем, что дети быстро меняются, растут, развиваются и узнают новое. Возрастные особенности проявляются по-разному. Главное, определиться с тем, что значит «позитивная среда развития». Это совокупность всех факторов, которые создают нормальный климат для того, чтобы малыш свободно и безопасно развивался. Так его психике или физическому развитию ничего не угрожает. Конечно, именно родители создают данный климат для малыша. С самого рождения и до того момента, когда уже взрослый человек оставляет родительскую семью.

Важно, чтобы все эти условия соблюдались, только тогда развитие пойдет по нормальному пути. Тогда даже кризисные периоды и возрастные особенности не будут сильно сказываться на характере, личности и психике ребенка. Все пройдет своим чередом в нормальной обстановке понимания, доверия и любви. Существует несколько важных факторов.

Возраст от 3 до 6 лет

Ребенок готовится к новому этапу жизни — к школе. Сейчас необходимо развивать самостоятельность, поддерживать интересы ребенка. Сейчас впервые дети начинают обращать внимание на различия между мальчиками и девочками. Теперь мальчики с девочками не смогут играть так же беззаботно, как раньше. Их уже в 4-5 лет интересуют разные игры, разные модели поведения.

Физическое развитие

Самая интересная деятельность — игровая. Используя эту особенность, ребенка можно очень успешно учить довольно сложным вещам. Дети подвижные, но быстро устают. Мышцы их еще довольно слабые. Поэтому рекомендовано начинать день с зарядки. В детском садике обязательно подключаются уроки физического воспитания.

Мелкая моторика совершенствуется – теперь уже в полной мере доступны многие игры, творчество. Особенность данного возраста – короткий период концентрации. Тут необходимо заниматься с малышом, ведь скоро ему придется идти в школу.

Психическое развитие

Пока что контролировать эмоции ребенку довольно тяжело. Малыш может начать громко кричать, плакать или же заливается от смеха. Если в детском саду это не было проблемой, то в школе может стать. Родителям сейчас уже можно рассказывать детям о правилах поведения. Детям 5-6 лет – они могут понять и запомнить эту информацию. Все придет со временем, особенно контроль за эмоциями.

Появление другого ребенка в семье сейчас может быть воспринято остро. Малыш явно против маленького братика или сестренки. Детская ревность часто ведет к некой деградации: уже взрослый человечек впадает в детство. Так, в 4 годика он может попросить и себе соску с молоком, или же внезапно «забудет», что нужно пользоваться горшком.

Необходимо помнить, что к 5-6 годам уровень психического развития ребенка уже довольно хорош. У него развито ситуационное мышление, воображение. Родителям важно обращать внимание на то, чем сейчас увлечен малыш. Не запрещайте ему играть в игрушки, даже если он уже готов к школе. Игровая детальность — это:

  • возможность «проиграть» многие жизненные ситуации;
  • отдых от занятий;
  • способ ребенка общаться с миром;
  • мотиватор для развития речи.

Возраст 7 — 10 лет

Ребенок пошел в школу. Многое для него поменялось. Родители видят, как малыш с каждым днем взрослеет, становится более серьезным. Школьные занятия — большой стресс для него, так что в период адаптации (1-2 месяца) нужно быть внимательным к его здоровью. Сейчас ему нужно «научиться учиться». Тут многое зависит и от учителя начальных классов. Он должен понимать, что перед ним дети. Они не могут концентрировать внимает больше 20-30 минут. Поэтому делаются небольшие паузы во время урока.

Физическое развитие

Детям очень хочется бегать, играть, а вот сидеть на месте и зубрить таблицу умножения не хочется. Уроки в начальных классах должны строиться так, чтобы они были яркими, интересными. Иначе внимание к предмету теряется, а учеба становится настоящим мучением.

Необходимы подвижные игры. Дети с радостью играют в командные игры. Это одновременно и игра с друзьями, и спорт. Сейчас начинает активно формироваться чувство соперничества в игре. Каждому хочется быть лучше, сильнее, получить похвалу от тренера и родителей.

Сейчас рекомендуется вводить дополнительные спортивные занятия. Конечно, все зависит от состояния здоровья ребенка. Спорт необходим, ведь это хорошая разрядка от умственных нагрузок.

Психическое развитие

Возрастные особенности детей 7-10 лет состоят в том, что ребенок живет настоящим моментом. Кто в 7-8 лет задумывался серьезно о взрослой жизни, строил планы? Сегодня хочется быть учителем, а завтра — кинозвездой. Заниматься конным спортом или уйти в профессиональный футбол? Или стать хирургом? Не стоит ругать малыша за такую «легкость» в планировании будущего. Сейчас все интересно, о всем хочется узнать. Относитесь серьезно к увлечениям своих детей, ведь какие-то из них могут принести им реальный успех в жизни.

Детям хочется примерить разные образы, показать все грани личности. До настоящего выбора профессии далеко, так что еще успеете поговорить серьезно.

В эмоциональном плане происходят существенные изменения. К 10 годам у маленького человечка уже есть своя система оценок. А еще есть система моральных ценностей. Психика достаточно развита для того, чтобы отличать «правильное» от «неправильного» на простом уровне. Это ведет к тому, что от совершения «неправильного» происходят угрызения совести. Ребенок понимает, что он неправ.

Критические периоды

Важно для родителей знать о критических периодах развития ребенка. В это время проявляются некоторые важные возрастные особенности. А еще так вам будет легче понять, что же творится с вашим чадом. Просто в определенные моменты жизни ребенка происходят капитальные сдвиги его развития. Мир меняется, меняется и взгляд малыша на самого себя. Избежать кризисных периодов невозможно.

Это необходимая часть процесса взросления, получения опыта. В это время поведение может становиться непоследовательным, ребенок раздражается, злится. Многие родители отмечают, что их «милого, послушного» малыша как будто заменили на «непослушного, дерзкого». В эти моменты маленькому человеку необходимо разобраться в себе, понять изменения, принять их. Ругать его за изменение поведения и обижаться не правильно со стороны родителей.

Периоды

Ребенок находится в обществе, учится. Его психика быстро развивается, благодаря накопленному практическому опыту он может делать выводы, открывать для себя новые истины. Познание строится по принципу пирамиды. Настает время переходить на новый уровень – ребенок понимает, что его жизнь меняется. Это время переживаний, внутренних конфликтов, анализа происходящего.

В 3 года, первый раз проявляется самостоятельность. Ребенок смотрит на себя в зеркало, отождествляет свое отражение с собой. Теперь он может противостоять родителям, говорит «нет» все чаще. Он хочет сам делать выбор.

В 7 лет ребенок идет в школу. Переосмысление ценностей, изменения в жизни. Теперь у него могут появиться новые объекты подражания: учителя, сверстники. Он становится социально активным. Общение, дружба теперь очень важны. Родителей в свои дела он посвящает все реже.

К 13 годам дети уже эмоционально независимы от родителей. У них начинается действительно своя жизнь. Теперь их логическое и ситуационное мышление хорошо развито. Ребенок стоит долговременные планы, впервые серьезно заговаривает о профессии. Его «я» уже по большей части сформировано.

Пубертатный период приносит новые проблемы. Кризис 17 лет — перемены в самоидентификации. Сейчас молодой человек подвержен влиянию гормонов. Может полностью поменяться система ценностей, личность претерпевает «ломку». Человек сильно меняется, его охватывает эйфория взросления. Ведь и правда, 17 лет – это уже совсем не ребенок, для человека открыты многие пути, он осознает свои возможности.

Проблемы в кризисные периоды

Ребенок это или молодой человек, но его психика претерпевает сильный стресс от перестройки. Меняется взгляд на самого себя. Вчера ваша дочь спокойно надевала любимые джинсы и шла гулять. Сегодня она закрылась в комнате и плачет из-за лишнего веса, или кудрявых волос, или коротких ног… Что в ней изменилось? Произошла переоценка ценностей. Да, это может случиться буквально за 1 день. Хватит одного неосторожного слова, прочитанной в журнале статьи. Накопленный за 13, 14, 15… лет материал сделал свое — человек взглянул на себя другими глазами.

Подобные резкие изменения характерны для всех критических периодов. Мальчики и девочки одинаково сложно переживают их. Самостоятельность, идеалы, внешность, возможности — все имеет значение, когда дело касается взросления. Пройдет время, и ваш ребенок будет по-другому смотреть на проблемы. Но сейчас, в этот самый момент, ему необходимо ваше понимание и принятие.

Как вести себя родителям

Чего делать точно нельзя:

  • ругать;
  • оскорблять;
  • ограничивать в необходимом;
  • ограничивать социальные контакты.